Каверы Helloween

 

 

Helloween , вообще , такая группа ,которая пользуется популярностью у разного рода трибьютчиков , но и сама не прочь как-нибудь по-новому истолковать наследие более старших коллег . Связано это , может быть , с тем , что корни творческого преемничества этой группы захватывают множество стилей и эпох . Иногда у участников , что вполне объяснимо , возникает отдать должное тем группам , на материале которых воспитаны они сами . Начать рассмотрение этой темы логичнее всего с их самого крупного каверного изделия , а именно Metal Jukebox . Целый альбом каверов вещь не такая частая , как трибьют определенной группе , однако существуют . Например , они были у Iced Earth , Ингви Мальмстин никогда был не прочь позабавиться металлическим глумлением над творениями Блэкмора . В некотором смысле альбомы такого рода являются антагонистами трибьютным альбомам , так как на этот раз это не столько дань уважения более именитому автору , сколько демонстрация собственной разносторонности . Итак , Metal Jukebox начинается с композиции Scorpions “He is a woman - …” .Откровенно говоря , это вещь в оригинале не доставляла мне удовольствия , потому что Клаус звучал совсем нелепо в хриплом варианте . Но в умелых руках их соотечественников это приобрело совершенно иной вид : мощнейшая дробь Куша и металлический отзвук баса Гросскопфа являются ключевым ходом , мрачен хриплый и отнюдь не такой неубедительный как раньше припев , гипнотическая игра в середине двух лид-гитар стала гораздо живописнее . Все отдает мощью , свойственной группе в то время , причем отнюдь не паверной . Вероятно , это связано также и с кристальной чистотой записи , когда звук можно расслушать по отдельности .

Следующий на подходе шедевр Jethro Tull – “Locomotive breath ” – хорошо переданы основные моменты игры авторов и бессловесный припев , и влекущая интонация . Нарочито «грязная» игра гораздо тяжелее , чем в оригинале , что не портит впечатления . Для меня в умелых руках тяжесть сообщает колоритность , это как краски , которые вдруг начнут светиться изнутри . Радует умение Вайки и прежде всего Грапова играть в типично хардроковой манере , с обилием риффов , а от игры Куши станет дурно даже профессиональному трешевому барабанщику , его игра так и сыпет дробью , нестандартными ходами , и это не портит впечатления . Скептически можно было бы относиться к каверу Abb’ы , нафиг сдалась им эта попса (Lay all your love on me) , но по словам тыкв это и было главной задумкой делать каверы не металлических , а всем хорошо известных групп , это требует гораздо больше изобретательности , но зато потом явится хорошим сюрпризом к 15-летию группы . Из сделанных каверов это самая любимая моя песня . Непривычно ярок голос Энди , прерываемый ритмичными сходками гитары и баса , запоминающееся начало : из толпы гулкого барабанного боя вылетает лирический мотив , сделанный наверное синтезатором . Бесспорно хорош гитарный ход в середине , когда после инструментального проигрыша следует будто кивок головой , чтобы продолжал Энди . Удивительно близок к оригиналу вначале следующий номер – вещь поп-рокового идола Дэвида Боуи Space Oddity , но потом также далек от него . Медленное исполнение , с привлечением акустических гитар окунает нас в эпоху 60-ых , затем космические звуки синтезаторного происхождения . Удивило меня то , что голос Энди оказался похож на довольно специфический голос Боуи . Но что ни говори , а песня романтическая и очень проникновенная , как нельзя к месту в этой компании . Следующую вещь Fait no more “From out of nowhere” , каюсь , в оригинале не слышал . Зажигательные проигрыши , хорошие смены темпа , многовато места освобождено под вокальные партии , т.е. гитары занимаются в этот момент чем-то непотребным . Песенка праздничная , напоминает своим танцевальным оттенком Don’t stop being crazy .

Вот и Beatles в репертуаре тыкв , прослушав All my Loving в первый раз в исполнении Helloween (стыд и позор мне!) испытал культурный шок от выразительности песни , демонстрирующей быстротечность жизни , преходящесть всего самого ценного , уязвимость человеческих чувств . Энди совершенно не похож на самого себя , только под конец этой традиционно короткой песни он включает свой характерный тембр . Гитар вначале неслышно , голос очень ласков , повторяет уникальный битловский оттенок . Короткое гитарное участие заметно лишь в середине . В целом песня близка к оригиналу . но осовременена , чтобы не выглядеть чересчур провинциальной , играют наверное чуть побыстрее . А вот и хит голландцев Focus “Hocus Pocus”, несмотря на видимую тавтологию песня великолепна и не без юмора . После порции рок-н-ролльных риффов , короткий проигрыш , барабанный перестук , дальше , как бы это сказать , специфический набор вокальных упражнений и мелодичные пристанывания гитар , так повторяется . В центре жутко потешная вещь , меня очень прет , похожая на детскую частушку , исполненную дурацким голосом , под конец эту зверушку словно давят подступающие риффы , так она истошно начинает вопить . Кстати в оригинале голландцы одни из первых наряду с Jethro Tull стали использовать флейту , это можно различить в шквале рок-н-ролла ближе к концу .Честь и хвала тыквам за то , что они используют композиции такого незаслуженно забытого композитора , как Алекс Харвей , это обличает в них настоящих знатоков музыки . Песня немного однообразная с характерным повторяющимся несложным риффом , странными сопутствующими звуками , затем слабо различимый голос Дериса , в новом для нас ракурсе . Песня атмосферная и держит в напряжении , романтичная открывает нам те времена , когда рок-музыка только появлялась . Психоделическая сумятица гитар очень впечатляет , как и последующая довольно сложная партия Дериса , прерывистая и неоднородная .Настраивает на жизнерадостный лад Juddernaut Франка Марино , которая начинается без всяких вялых вступлений мощной встряской , чистого голоса Дериса не слышно вовсе – приходится произноситься скороговоркой , своим подходом к оформлению малоизученного материала Энди напоминает здесь исполнение Laudate Dominum . Гитары идут в типично хэвиметаллическом ключе , слегка лениво , не очень сложно , как бы «одноколейная» игра . Под конец третьей минуты гитары радуют порцией относительно хелловиновского материала . Некоторые интонации Дериса по мягкости близки к аналогичным в “Why?” . Впереди «белая комната» авторства Cream . Бросается в глаза вначале каскадная структура композиции с повторами бархатных интонаций голоса Энди , достаточно непривычно , надо признать . Лихие завороты совершаемые Граповым и Вейкатом , к сожалению , остаются на втором плане . Невнятные хоры местами создают впечатление определенной эпичности . Ощущается в исполнении также драматический накал , но не глобальный , совершаемый на фоне общего благополучия ; много локальных пауз , которые похожи на конец песни и тем самым обманывают слушателя . Гордым соло вышагивает конец песни , . Соло и вправду великолепно , имеет немодульную организацию , построено не на повторяющихся фразах , с изрядной долей импровизации , типично в тыквенном духе . Испытываешь удовольствие от высокого мастерства исполнителей и композиторов . Финишем этого альбома явился радостный боевик “Mexican” , который в далекой Мексике , наверное , среди кактусов наяривали Babe Ruth . Начало заряжено легкой дробью со звоном тарелок , Энди бодр и оптимистичен , но затем что-то разбивает его сердце и он пускается во все тяжкие , достигая невиданных пределов выразительности , как с помощью скорости , так и вытягивая определенный звук . Отдельного внимания заслуживает работа гитарных мастеров и басов дел . Вначале они просто хороши , но вполне традиционны , но в середине второй минуты и дальше начинается форменное безумство с филигранной работой по извлечению глухих звуков , аккуратно вплетаются в них азиатские мотивы более электронного происхождения , потом философские отступления , этимологию которых определить сложновато , однако можно указать латиноамериканские корни . В общем блеск ! Граммофон на этом заканчивается , но им отнюдь не ограничивается все множество каверов , исполненных Helloween , свое мнение о которых я выскажу далее . 

Продолжая разговор о каверах, исполненных Helloween, должен отметить, что все они находились на синглах, а также, что период их истории с Граповым, Дерисом и Кушем в отношении этого проявления творческой активности был гораздо более плодовитым, по сравнению с предыдущими годами. Однако начать следует с сингла 91-ого года Kids of Century, где расположен кавер на песню Карла Перкинса «Blue Suade Shoes». Насколько я понял этот рок-н-ролльный номер был довольно популярным, ведь соответствующую песню использовали и Beatles для обработки. Киске предстает здесь с ней необычной стороны, пародируя манеру исполнителей 60-ых. Приятный хоровой припев, хаотичная манера игры на гитаре, зажигательно-ритмичная работа барабанов, ведь за установкой еще Инго, и его скоростная не очень тяжелая манера хорошо для этого подходит. На очереди композиция с сингла Perfect Gentleman – Сold Sweat, авторства Сайкса и Линотта( те, что из Thin Lizzy). На мой взгляд, это яркий хардроковый номер, с запоминающимся припевом, растянутым концом. Легко можно допустить, что сами Helloween могли сочинить похожую песню. Вольное соло посередине, вначале типичное хэвиметаллическое, затем типично тыквенное с тонким перебором. Энди был явно простужен, но и таков он здесь вполне уместен. Красиво растягивает: «Coold-coold, - затем резко обрывает, - sweat!» 

Интересно следующее произведение, с эпэшки Sole survivor: «I stole your love», которое написал некий Стэнли. Ударное начало, вероятно, Куш оправдывал свое назначение на столь высокий пост барабанщика Helloween. Вначале они гремят, как тамтамы туземцев, потом переходят на стандартный для него перестук. Очень приятный рок-н-ролл, в исполнении которого всегда берет верх индивидуальность исполнителей. Как никогда заметен приятный тембр Энди, который после Master of the rings стал заметен гораздо меньше, может, Вайки сказал, что это не профессионально? Гитары работают преимущественно на традиционных риффах. В конце второй минуты интересное усложнение исполнения. Хорошо заметен “поединок” вокалиста и хора в лице остальных членов группы, это сообщает определенный шарм и обаяние эпохи, когда эта музыка была в самом расцвете. Также в сингле находится еще одна фантазия на тему чужого творчества; на этот раз предметом подражания явились Grand Funk Railroad, столь любимые Роландом, и песня Closer to home. Отличительными особенностями являются использование преимущественно акустических гитар и то, что вокалистом временно, к счастью, решил стать Грапов. Однородная достаточно композиция, гитары записаны тихо, поэтому сильно выпирает барабан и, что приятно, бас, которому обычно оставляют задний план. Сейчас он не без изящества гремит, как перекатывающиеся бочки. Песня длинная, почти восемь минут и успевает поднадоесть, приятное впечатление оставляют романтические интонации голоса Грапова… 

Следующей в хронологическом порядке была «Rain» с сингла «Power», которую придумал Парфитт. Крепкий номер, номер, который вполне бы мог найти свое место на одном из сольников Дериса. Отчетливый ритм и четкая рифовая техника. С первых секунд Энди не получается распознать на общем фоне: его простуженное исполнение сливается со звуком гитар. Потом он продолжает, но в несколько ином диапазоне, подражая ангельскому пению на «Why?» Гитары начинают работать более разнообразно на третьей минуте композиции, издавая некоторые гипнотические стоноподобные звуки, напоминающие удивительную работу на Step out Hell; это создает странное впечатление тайны, спрятанной за завесой дождя, его напоминает совместная работа гитар и перкуссии. И под конец легкий проигрыш под AC/DC. Приятная песня, которая оставляет впечатление живой неполированной игры, чего, на мой взгляд, очень не хватает современной сцене, металлической, в частности. Но это очень важно, ведь именно естественность исполнения сообщает ценность творениям, скажем, Deep Purple, сравнимую с ценностью работ классических исполнителей и позволяет создать нечто новое, позволяет раскрыть собственную индивидуальность, отобразить свое видение мира. Состоятельность композитора как деятеля культуры заключается не в том, чтобы удачно сымитировать чью-то манеру, придумать новую вариацию ограниченного числа звуков, а в том, чтобы создать собственный язык. Helloween уникален еще и тем, что на разных этапах своего развития ему удавалось достигать как верхов совершенства, верхов эстетической привлекательности, так и высот жизненности (проблема состоит в отсутствии адекватного термина для изложенного выше понятия), и чего он достигнет (или уже достиг) последней глобальной заменой, для меня остается загадкой. Поэтому нет места безоблачному оптимизму, связанному лишь с отличной концертной формой. Переходим на следующий сингл «The time of the oath» , где лежит кавер предназначенный для коллективного трибьюта богам жанра – Judas Priest.

Песня называется Electric eye: драматичное начало подчеркивается повторяющейся гитарной фразой, удар гонга по-восточному и начало игры, подступающий прибой мягких гитарных фраз, и с доброй стопкой проверенных риффов ты мчишься по автотрассе «на своем стальном коне» по просторам дикого запада. Соло, как всегда у Judas Priest, лаконичное и не разветвленное. Ощутима ведущая игра баса (по выражению нашего общего знакомого). Энди избирает довольно странную манеру исполнения, которая, скорее, пошла бы для исполнения рок-н-ролла, а не подражанию Хэлфорду. Однако после того, как я переслушал оригинал (2-ая песня на Screaming for…), пришел к выводу, что сходство, пожалуй, тонко подмечено и соблюдены самые мелочи, вплоть до славной интонации в припеве, которая переводит от довольно-таки скупого исполнения к масштабам всемирным. 

 

 


 

вернуться